Слава святой севастопольской земли праведников и мучеников началась с апостольской миссии — нести свет христианства восточным славянам. Всей своей историей Севастополь оправдал свое название « священный, достойный поклонения » , и превратился в город-памятник. В нем много памятников археологии, истории, воинской и трудовой славы, архитектуры. Их более двух тысяч. Город всегда манил и восхищал многих выдающихся деятелей России, оставил след в творчестве Н. Некрасова, Л. Толстого, А. Фета, А. Куприна, В. Короленко, К. Станюковича, Л. Украинки, А. Грина, К. Паустовского, К. Бальмонта, В. Брюсова, И. Бунина, М. Горького, В. Маяковского, А. Ахматовой, Вс. Вишневского, К. Симонова, В. Азарова…
Исторические события, герои города, красота моря запечатлены на полотнах Ф. Рубо, И. Айвазовского, В. Симпсона, В. Маяковского, А. Боголюбова, В. Верещагина, А. Дейнеки, П. Кончаловского, Т. Ряжского, Г. Нисского, художников студии им. Грекова.
Здесь в театрах играли М. Щепкин, В. Коммисаржевская, М. Дальский, М. Савина, М. Андреева, П. Саксаганский, Ф. Раневская, звучали голоса Ф. Шаляпина и Л. Собинова.
Севастополь строился трижды — в годы своего рождения и в годы восстановления после двух испепеливших его войн. Строился, удивляя своей неповторимостью и красотой. Сложный рельеф местности у моря диктовал размещение зданий на разных уровнях, поэтому возводились большие и малые лестницы, взбегавшие на холмы и пригорки. Только больших лестниц более пятидесяти — мраморных, гранитных, бетонных, придающих городу особый колорит и красоту. Писатель-романтик Александр Грин с обостренным чувством прекрасного признавался: «…некоторые оттенки Севастополя вошли в мои города Лисс, Зурбаган, Гель-Гью и Гертон» .
Историческая часть города определяется по рубежам его первой обороны. Центр в пределах городского кольца, вокруг центрального холма города, объявлен архитектурным заповедником. Восстанавливая город после Великой Отечественной войны, архитекторы В.М. Артюхов, Ю.И. Белькович, Б.В. Калинков, Н.Н. Сдобняков работали в одном направлении античности и ренессанса с учетом колорита южного приморского города. Вот почему здания Севастополя имеют лоджии, балконы, на крышах — башни, балюстрады или ротонды. И это в сочетании с белизной зданий, с вьющейся по их фасадам зеленью, блеском синего моря создает неповторимый, романтически прекрасный облик города-героя.
Исторический центр Севастополя расоложен на Центральном городском холме и опоясывающих его улицах Ленина, Большой Морской и проспекта Нахимова, соединенных в кольцо четырьмя площадями: имени Нахимова, Лазарева, Ушакова и Суворова.
На спуске с центральной площади Нахимова к Севастопольской бухте стоит украшающая город Графская пристань — ровесница Севастополя и один из его сиволов (проект Д. Уптона). В 1846 году она была достроена благодаря стараниям адмирала М.П. Лазарева. Это монументальное сооружение состоит из деревянной пристани, широкой гранитной лестницы с парапетами и изваяниями львов (итальянский скульптор Ф. Пеличчио).
Колоннада дорического ордера в два ряда по шесть колонн фланкирована массивными пилонами, в нишах которых были установлены четыре мраморные статуи (две утрачены). На аттике дата постройки — 1846 г.
Поблизости от Графской пристани расположена бывшая гостиница Киста, обращенная фасадом к площади Нахимова. Фасад построен в стиле позднего классицизма, а восточная стена- в стиле позднего итальянского ренессанса.
Гостиница открыта в 1891 году. В ней останавливались Л.Н. Толстой, А.М. Горький, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин, А.П. Чехов, Л. Украинка и другие выдающиеся деятели.
С 1985 года здание передано Черноморскому Флоту Российской Федерации.
На выходе с площади Нахимова к морю с 1885 года находится Приморский бульвар. Вход оформлен двумя портиками дорического ордера.
С « мостика любви » , перекинутого через аллею, открывается изумительный вид на артиллерийскую бухту, а также на высящийся над Хрустальным мысом Обелиск городу-герою (1977 г.) и на Константиновский форт.